Кого обличают рекламодатели на плакатах в Москве с призывами «Занадворнов работает в Седьмом...» или «Занадворнов, зачем тебе остров?», остается загадкой, которая тем не менее оставляет след в памяти тех, кто видит этот странный щит. Лишь немногие посвященные способны догадаться: фамилия совпадает с совладельцем крупнейшего столичного торгового центра «Охотный ряд» и сети супермаркетов «Седьмой континент» Александром Занадвороньш. Эту версию не исключает и председатель комитета наружной рекламы Москвы Владимир Макаров. По его словам, интрига возникла явно не случайно: новый щит с загадочным слоганом - уже не первый элемент PR-компании. Поэтому комитет по рекламе незамедлительно прореагировал на этот «сигнал» и направил запрос в ФАС.
Некоторое время назад в сторону крупного российского бизнесмена Занадворова был брошен первый пробный камень: тогда на одном из рекламных щитов появилась наружная реклама «Занадворов, зачем тебе остров?» Этот риторический вопрос вызвал разумный интерес у столичного рекламного комитета. Какой товар или услугу рекламирует заказчик в данном конкретном случае: г-на Занадворова, некий безымянный остров или, может быть, что-то еще? Но вот парадокс: спросить об этом распространителя рекламы напрямую и экстренно принять решение - быть или не быть тому или иному странному плакату - столичному комитету, увы, не позволяет Закон о рекламе.
Как выяснилось, комитет не волен указывать владельцу рекламной площади, что можно писать на плакате, а от чего следует воздержаться. Более того, как пояснила «РГ» замначальника Федеральной антимонопольной службы по Москве Виктория Ларина, сегодня заведенный порядок не позволяет комитету самостоятельно принимать решение о запрете на ту или иную наружную рекламу. За содержание «слогана» несет административную ответственность только заказчик текста. Штраф «за ненадлежащее содержание» при сегодняшних расценках на щитовую рекламу в центре Москвы, прямо скажем, несерьезный: от 40 до 50 тысяч рублей. Обнаружив плакат «загадочного» содержания, комитет наружной рекламы должен для начала отправить запрос в антимонопольную службу на предмет соответствия содержания информации на щите Закону о рекламе. На расследование подробностей, кто и для чего заказал размещенный текст, как оказалось, уходит не меньше двух недель. Что характерно, все это время реклама, в том числе и незаконная, до выяснения причин ее появления со щитов не снимается.
«Какую именно рекламную информацию хотел донести через упомянутые плакаты их заказчик, мы выясним не раньше 18 августа, - рассказывает «РГ» Виктория Ларина, - что касается реакции самого Занадворова на их неожиданное появление, то могу сказать одно: к нам он не обращался».
Таким образом, получается, что по действующему рекламному законодательству любой из нас, не понравившись кому-то еще, может стать жертвой подобной некрасивой кампании. И при этом личностные объективные качества человека не играют никакой роли. Безусловно, по закону о рекламе Занадворов, как и любой другой оказавшийся на его месте, может подать в суд на рекламодателя, если сочтет, что содержание посвященного ему текста порочит его деловую репутацию и наносит ему моральный ущерб. Но это дело долгое, а до тех пор реклама продолжает висеть и работать.
Но, что любопытно, как выяснила «РГ», об этих щитовых пиар-нападках до сих пор не знают ни руководство торгового центра «Охотный ряд», ни в сети супермаркетов «Седьмой континент». Или, по крайней мере, не считают нужным на них реагировать. Мнения рекламного «однофамильца» по этому поводу пока получить не удалось: по словам : его коллег, он находится за пределами России. Александр Занадворов - обладатель 25% акций торгового комплекса «Охотный ряд», совладелец «Седьмого континента», бывший глава Собинбанка.