Вчера стало известно, что мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, утвердившее порядок заключения новых долгосрочных договоров с операторами наружной рекламы. Участники рынка ждали документ с нетерпением: значительная часть конструкций сейчас стоит без документов, так как у фирм закончились старые договоры аренды рекламных мест. По экспертным оценкам, перезаключение договоров обойдется игрокам столичного рынка "наружки" примерно в 1 млрд руб. По словам председателя столичного комитета по рекламе Владимира Макарова, во вторник мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление "Об утверждении примерной формы долгосрочного договора и расчете платы за присоединение объектов наружной рекламы и информации к имуществу города Москвы по долгосрочным договорам". Согласно этому документу, оператор, желающий продлить договор с городом, подает заявку в комиссию по регулированию рекламы при правительстве Москвы (в нее входят чиновники и представители общественных объединений). Если у фирмы нет долгов перед городом и претензий со стороны контролирующих органов, комитет подписывает с ней соглашение о заключении долгосрочного договора. Затем оператор должен согласовать все свои рекламные места в ГИБДД, Москомархитектуре и других ведомствах, оплатить право заключения договора. После этого с ним подпишут договор аренды. От активно обсуждавшейся этим летом идеи выставить долгосрочные договоры аренды рекламных мест на аукционы власти отказались. В постановлении говорится, что компании заплатят за пятилетние договоры фиксированные суммы. Напомним, что, по одному из промежуточных вариантов постановления, планировалось заключать с операторами семи- и пятилетние договоры. За каждую конструкцию фирмы должны были заплатить ее годовую арендную ставку, умноженную на специальный коэффициент – 0,2-1 и 0,15-0,7 соответственно. Мэр вчера утвердил компромиссный порядок расчета стоимости долгосрочных контрактов. Так, для зон особого городского значения (исторический центр города и основные магистрали) предусмотрен коэффициент 1, для Центрального административного округа – 0,7, для остальной части Москвы – 0,5, для Зеленограда – 0,15. Господин Макаров обещает перезаключить договоры в трехмесячный срок. По данным комитета рекламы, за 11 месяцев этого года участники рынка заплатили в городскую казну более 1,7 млрд руб. (около $59 млн). По подсчетам участников рынка, за право заключить долгосрочный договор город получит от каждого оператора в среднем 60-70% его годовых арендных выплат. Таким образом, перезаключение долгосрочных договоров обойдется рынку, чей объем в 2006 году составит около $600 млн, примерно в 1 млрд руб. (около $37 млн). А для каждого из операторов первой десятки платежи по договорам составят несколько миллионов долларов. Так, у группы Gallery платежи в городскую казну за первые девять месяцев 2006 года превысили $7 млн, а у крупнейшего оператора News Outdoor Russia этот показатель, по экспертным оценкам, составляет $10-15 млн. Участники рынка говорят, что заключение долгосрочных договоров внесет определенность в их бизнес. "Сейчас все вздохнут с облегчением – после года неопределенности наконец наступила ясность",– заявил гендиректор компании Gallery Салим Тарани. "Подписанное постановление – это результат той совместной работы, которую вели правительство Москвы, ТПП и отраслевые объединения",– констатировал гендиректор компании News Outdoor Russia Сергей Железняк. По словам президента компании "Река времени" Олега Лашкарева, "все пожелания услышаны". А замгендиректора компании "Вершина" Владимир Пантюхин отметил, что долгосрочные договоры стабилизируют рынок наружной рекламы. По оценке главы агентства "ЭСПАР-Аналитик" Андрея Березкина, платежи за долгосрочные договоры отражают ожидания рынка и мало повлияют на рост цен в 2007 году: подорожание останется в границах 20%. В комитете рекламы, правда, предупреждают, что, согласуя рекламные места, любой оператор может лишиться части своих конструкций. "Опасность, что фирмы не смогут согласовать все свои конструкции, есть,– сказал Владимир Макаров.– Москва сокращает рекламу, повысились требования по безопасности конструкций, кроме того, не все поверхности соответствуют действующему ГОСТу по наружной рекламе. Также ужесточила требования к рекламоносителям Федеральная служба охраны". Операторов эти перспективы, правда, не пугают. "Все мы каждый год пересогласовываем паспорта конструкций, эта процедура нам знакома, здесь нет ничего катастрофического",– отметил глава компании "Вера & Олимп" Дмитрий Дюмин.