Мобильные билборды появились в Москве два года назад. Их первыми клиентами стали производители крепкого алкоголя, которым запрещено рекламироваться где-либо, кроме как на местах продаж. Новый вид наружной рекламы - грузовики с установленными на них щитами (мобильные билборды) - завоевывает рынок. Эксперты и рекламодатели считают, что мобильные билборды куда эффективней и дешевле обычной "наружки". Однако ситуация может в любой момент измениться: пока услуги операторов мобильных билбордов не облагаются единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), но власти в любой момент могут передумать, что полностью изменит правила игры на этом рынке. "Преимущество мобильных билбордов перед обычной "наружкой" очевидно. Автомобили могут припарковаться на Садовом кольце, возле Белого дома и вообще где угодно. Также они могут обеспечить появление рекламы в местах скопления людей, на которых она ориентирована", - говорит гендиректор "ЭСПАР-аналитик" Андрей Березкин. Впервые мобильные билборды появились в Москве два года назад. Их первыми клиентами стали производители крепкого алкоголя, которым запрещено рекламироваться где-либо, кроме как на местах продаж. Машины с установленной на них рекламой под действие законов не подпадали, так что быстро стали пользоваться популярностью. Вскоре преимущества передвижных щитов поняли и другие рекламодатели. "Мы рекламировали голливудские вечеринки, которые устраивали в "Формуле кино" на Можайке, и не понимали, поедут к нам люди из других районов или нужно сосредоточиться на тех, кто живет поблизости, - говорит менеджер по наружной рекламе агентства "Кино-Медиа" (осуществляет рекламную поддержку кинотеатров сети "Формула кино") Дмитрий Стонов. - Сначала мы гоняли машину по Садовому, ставили в местах скопления молодежи, а потом поняли, что надо ориентироваться на местных жителей, и начали гонять его между Можайкой и Одинцово". Агентством, открывшим для Москвы мобильную рекламу, стала компания "Монтаж" (входит в американскую Geopolis). "Первым нашим клиентом, когда мы два года назад вышли на российский рынок, был коньяк, потом потянулись и другие рекламодатели", - вспоминает президент "Монтажа" Илан Ниссин. Эффективность своих услуг Ниссин объясняет тем, что люди привыкли к стационарным щитам, а движущаяся конструкция привлекает гораздо больше внимания. "Это как когда на улицах появляется новая модель машины: все на нее смотрят - и водители, и пешеходы", - говорит он. Интерес вызывает сама движущаяся машина. Если на ней установлены громкоговорители, этот интерес еще больше, соглашается начальник отдела маркетинга и продаж агентства AutoAfisha Шамиль Асманов. По его мнению, с помощью мобильных билбордов очень удобно продвигать события - концерты, выставки и т.п. Еще одним несомненным преимуществом подобной рекламной кампании является ее цена. Правда, средняя стоимость щита 3х6 составляет около $1 тыс. в месяц, а мобильного - $9,5 тыс. в месяц. "Но для того, чтобы быть заметными в Москве, надо или брать 100-200 щитов, или пять машин, которые охватят весь город", - утверждает Шамиль Асманов из AutoAfisha. Еще одно преимущество, по мнению Андрея Березкина, состоит в том, что на мобильных билбордах можно разместить рекламу на три дня, в то время как срок для обычной "наружки" - минимум неделя. Однако рекламодатели отмечают и некоторые минусы мобильных билбордов. "На автомобилистов она действует не так эффективно, как на тех, кто видит ее со стороны. Любой водитель воспринимает другое транспортное средство на дороге как помеху и реагирует на него соответственно", - говорит Дмитрий Стойнов. Помимо этого, деятельность операторов мобильных билбордов относится к так называемой транспортной рекламе, которая по закону не облагается ЕНВД. Поэтому крупные операторы наружной рекламы не предоставляют таких услуг. "Рискованно - вложишь средства, а потом закон изменится", - говорит Андрей Березкин.